-–убрики

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ’ьюго_ѕьюго_рукоделие

 -÷итатник

¬ладивосток. ƒиплом логопеда за 8 мес€цев. ќфициально. - (1)

¬ладивосток. ƒиплом логопеда за 8 мес€цев. ќфициально.       ...

короб из бумажных трубочек - поэтапно... :) и чуть-чуть про тенты, сетки, пленки... - (0)

короб из бумажных трубочек - поэтапно... :) и чуть-чуть про тенты, сетки, пленки... :) кор...

Ўьем пилотку к 9 ћа€ - (1)

Ўьем пилотку к 9 ћа€ Ўьем пилотку к 9 ћа€  автор мастер класса  Oksana  ...

Ѕольша€ книга научных развлечений - (0)

Ѕольша€ книга научных развлечений   1. 2. 3. 4. ...

¬аза с цветами из бумаги - (1)

¬аза с цветами из бумаги в подарок маме ¬азу с цветами, открытку ручной работы из бумаги, мож...

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 05.11.2011
«аписей: 14399
 омментариев: 9639
Ќаписано: 35729

—лова родственники дл€ дошкольников. ќднокоренные слова в детском саду

ѕ€тница, 05 ‘еврал€ 2016 г. 09:07 + в цитатник

 


1454651266_Bezuymyannuyy (700x556, 387Kb)

–ис. - скан игры на однокоренные слова с портала ћ≈–—»Ѕќ

4682845_Bezimyannii3 (700x372, 67Kb)

ќбуча€сь в школе все дети знаком€тс€ с темой "ќднокоренные слова", где должны уметь осознанно находить, составл€ть, определ€ть слова происход€щие от одного корн€. Ќо данна€ тема не €вл€етс€ дл€ школьников абсолютно новой. “ак или иначе многие приобщались к пон€тию "однокоренные слова" еще в дошкольном возрасте в рамках некоторых образовательных программ, реализуемых в детских садах, или на подготовительных к школе зан€ти€х, или при работе с логопедом, дефектологом. » в шесть-семь лет данна€ тема, определ€лась как "родственные" слова.

1454652396_Bezuymyannuyy_1 (700x311, 80Kb)

Ћюбите поработать?
”мейте и отдохнуть - создайте свою ауру дл€ любого врем€препровождени€ - BURN RADIO -
слушайте онлайн пр€мой эфир  - люба€ радиостанци€ быстро, стильно, удобно, Ѕ≈—ѕЋј“Ќќ (!) и только дл€ ¬ас!

»менно родственным словам и посв€щаетс€ стать€. ѕост содержит материалы, благодар€ которым дети дошкольного возраста смогут более полно постигнуть особенности родной речи.

»так, первоначально здесь представлена сери€ картинок, нагл€дно раскрывающа€ родственность слов.  огда ребенок сможет самосто€тельно определ€ть главное слово от которого и по€вились все остальные слова родственники, можно переходить и к играм (упражнени€м) без использовани€ нагл€дности, которые позвол€т закрепить изученный материал.

»гры по теме "–одственные слова" размещены ниже, после подборки картинок.

—ледует учесть, что рассматрива€ слова-родственники в детском саду, опираемс€ на природное €зыковое чутьЄ ребенка и на свой артистизм , сообразительность и оригинальность в подаче материала, а термины типа "однокоренные слова" ни в коем случае не примен€ем.

–ассматрива€ предложенную нагл€дность, желательно, что бы взрослый помог ребенку самосто€тельно догадатьс€ какое же главное слово скрываетс€ во всех словах родственниках. ѕри этом, на начальных этапах работы не следует обращать внимание на слова, в которых наблюдаетс€ смена букв. Ќапример, снег - снеговик - снегурочка =удачный пример; снег - снежинка - снежок - менее удачный вариант, мешающий дет€м уловить логику образовани€ однокоренных пон€тий.

≈диной, общепризнанной и жестко утвержденной методики ознакомлени€ детей с родственными словами не разработано, поэтому задание и нагл€дность приведены примерные, а их использование может быть вариативно и окрашено ¬ашими творческими доработками и нюансами.




1.
родственные слова дл€ дошкольников, слова родственники дл€ дошкольников, однокоренные слова дл€ дошкольников, нагл€дность родственные слова, нагл€дность слова родственники, нагл€дность  однокоренные слова,

2.
2 (494x700, 157Kb)

3.
родственные слова дл€ дошкольников, слова родственники дл€ дошкольников, однокоренные слова дл€ дошкольников, нагл€дность родственные слова, нагл€дность слова родственники, нагл€дность  однокоренные слова,

4.
родственные слова дл€ дошкольников, слова родственники дл€ дошкольников, однокоренные слова дл€ дошкольников, нагл€дность родственные слова, нагл€дность слова родственники, нагл€дность  однокоренные слова,

5.
5 (494x700, 173Kb)

6.
6 (494x700, 220Kb)

7.
7 (494x700, 170Kb)

8.
8 (494x700, 243Kb)

9.
9 (494x700, 170Kb)

10.
10 (494x700, 243Kb)

11.
11 (494x700, 162Kb)

12.
12 (494x700, 188Kb)

13.
13 (494x700, 215Kb)

14.
14 (494x700, 200Kb)

15.
15 (494x700, 226Kb)

16.
16 (494x700, 205Kb)

17.
17 (494x700, 193Kb)

18.
18 (494x700, 193Kb)

19.
19 (494x700, 211Kb)

20.
20 (494x700, 227Kb)

21.
21 (494x700, 216Kb)

22.
22 (494x700, 187Kb)

23.
23 (494x700, 208Kb)

24.
24 (494x700, 221Kb)

ѕримерные игры и задани€. “ема "–одственные слова". ќбратите внимание, что в каждой игре следует в начале, по ходу и в конце упоминать про пон€тие "родственные слова" и разъ€сн€ть дет€м не€сные моменты.

 

 ƒ/и "ќбъ€сн€лки". ¬зрослый объ€сн€ет слово, а ребенок сам отгадывает и называет то пон€тие, о котором говорил педагог. ѕосто€нно акцентируем внимание на пон€тии "снег", и что от него образовались слова. ¬ конце игры подводим итог - слова родственники и все они произошли от слова "снег".
≈сли позвол€ет развитие ребенка, то педагог называет слово, а ребенок его объ€сн€ет. “ак же посто€нно акцентируем внимание на пон€тии "снег". и что от него образовались другие слова. ¬ конце игры подводим итог - слова родственники произошли от слова "снег".

  • —нежинка – капельки воды застывшие и имеющие шестиугольную форму.
  • —нег – скопление снежинок.
  • —негопад – момент когда снежинки падают с неба.
  • —нежна€ зима – зима с большим количеством выпавшего снега.
  • —нежки – комочки из снега.
  • —неговик – фигура сделанна€ из трех снежных шаров.
  • —негурочка – сказочный персонаж из снега.

 

ƒавай мы с тобой подберЄм родственные слова к слову ћќ–ќ«.

 

 

1. ƒ/и «ѕодбери «слова – родственники» (тема ««има»).

Ќа доске картинка ««има». ѕроводитс€ беседа по картинке.

ѕодберите «слова – родственники» к слову «зима».  аким словом можно ласково назвать зиму? («имушка.) ј как можно назвать день зимой? («имний.) ј как называютс€ птицы, которые остаютс€ у нас на зиму? («имующие.)  аких зимующих птиц вы знаете? ј как по-другому сказать «остаютс€ на зиму»? («имуют.) »так, какие же вы вспомнили слова-родственники к слову «зима»? («имушка, зимние, зимовать, зимующие.) ѕро что можно сказать «зимний» (лес, сад, день); «зимн€€» (дорога, погода, пора, стужа); «зимнее» (небо, солнце, утро).

 

2. ƒ/и «ƒоскажи словечко»

--ѕосмотрите на картинку. «имой на крышах, на земле, на деревь€х ле-жит… (снег). Ѕудем подбирать «слова-родственники» к слову «снег». ј поможет нам в этом игра «ƒоскажи словечко»

“ихо, тихо, как во сне,

ѕадает на землю … (снег)

— неба всЄ скольз€т пушинки –

—еребристые… (снежинки)

 ружатс€ над головою

 аруселью… (снеговою)

Ќа пол€нки, на лужок

¬сЄ снижаетс€… (снежок)

«емлю белой, чистой, нежной

«астелил постелью… (снежной)

¬от веселье дл€ реб€т

¬сЄ сильнее … (снегопад)

¬се бегут вперегонки

¬се хот€т играть в … (снежки)

—нежный ком – на снежный ком,

¬сЄ украсили… (снежком)

—ловно в белый пуховик

Ќар€дилс€… (снеговик)

–€дом снежна€ фигурка –

Ёто девочка… (снегурка)

Ќа снегу-то, посмотри –

— красной грудкой… (снегири)

—ловно в сказке, как во сне,

«емлю всю украсил (снег). [1]

 

 

јналогична€ работа проводитс€ при подборе родственных слов к слову «дом» (тема «ƒом и его части»)

∆ил да был весЄлый гном

ќн в лесу построил… (дом)

–€дом жил поменьше гномик

ѕол кустом он сделал… (домик)

—амый маленький гномишко

ѕод грибом сложил… (домишко)

—тарый, мудрый гном-гномище

¬ыстроил большой… (домище)

Ѕыл он стар и был он сед

» большой был… (домосед)

ј за печкой за трубой

∆ил у гнома… (домовой)

ќчень строгий, деловитый

јккуратный… (домовитый)

ћох, калину, зверобой –

¬сЄ из леса нЄс… (домой)

≈сть любил он суп вчерашний,

ѕил он только квас… (домашний)

 аждый день соседи-гномы

Ќавещали деда… (дома)

¬сех встречал радушно гном

¬се любили этот … (дом).

 

 

ѕодобна€ работа проводитс€ в дальнейшем со следующими родственными словами:

Ћес, лесок, лесной, лесник;

гриб, грибок, грибник, грибной;

вода, водные, вод€ной, водолаз, наводнение;

сахар, сахарный, сахарница;

нос€т, поднос, носильщик;

гора, горка, гористый, горный, пригорок;

лист, листик, листочек, листва, лиственница, лиственный;

дуб, дубок, дубовый;

Єж, ежиха, ежонок, Єжик, ежата, ежовый;

весна, весенний, весн€нка, веснушка.

 

 

3. ƒ/и «Ќайди «лишнее» слово»

√оре, горный, гора;

Ѕоль, большой, больница;

¬одить, вода, водный;

Ћес, лесник, лестница;

ћоре, морщины, морской;

Ѕеседа, беседка, соседка.

 

 

 

4. ƒ/и «Ќазвать общую часть «слов-родственников»

«имушка, зимовать, зимний;

∆ивотное, живЄт, живой;

ѕасЄт, пастух, пастушка;

ѕечка, печник, испечь;

ƒворик, дворник, дворовый;

—орить, мусор, насорит;

«вонить, звонок, звонкий.

 

 

7. ƒ/и «Ќайди в стихотворении родственные слова»

 

—осны и сосенки – в сосн€ке,

ј ели и Єлочки – в ельнике.

ƒубки и дубочки растут в дубн€ке,

» в нЄм не найдЄшь можжевельника.

 

” дуба крепка€ кора,

 расив листок дубовый.

ƒублЄнку надевать пора,

  зиме готов€сь новой.

 

»вушки, ивы растут у реки,

Ќизко склон€€сь над водой.

»з ивовых прутьев плетут старики

 орзиночки долгой зимой.

 

ќсинки растут в осиннике

» т€нутс€ к небу синему.

ѕод осинами – подосиновики,

“акие грибы красивые.

 

¬ лесистой местности лесочки и леса,

«десь лесники работают вокруг,

„тобы лесна€ дивна€ краса

Ќе пострадала почему-то вдруг

 

ћы маслим кашку маслом,

’раним его в маслЄнке.

ќдежду коль замаслил –

ƒержи еЄ в сторонке.

 

¬ мор€х морские пароходы,

¬ мор€х всегда есть мореходы,

» € хочу быть мор€ком,

Ќо только не сейчас – потом.

 

Ѕывают домики, домишки и дома,

ƒомашнее хоз€йство мы ведЄм,

ј домоводству € учусь сама.

—воих домашних дома мы найдЄм.

 

Ќаступила зимушка, зимушка-зима,

¬сю одежду зимнюю достала € сама.

¬идно, очень долго придЄтс€ зимовать

» о лете красном с грустью вспоминать.

 

— лиственных деревьев падает листва,

¬се листочки жЄлтые осень принесла.

Ћистопад бывает осенью большой.

Ћисть€ вновь по€в€тс€ раннею весной.

 

ћы все живЄм на родине,

¬ своЄм родном краю.

Ћюблю своих родителей

» родину люблю.

 

¬ процессе всей работы с текстами нужно старатьс€ всемерно подчЄркивать смысловое родство выделенных в них слов, чтобы ребЄнок смог его почувствовать. ¬ дальнейшем нужно брать любые другие «близкие» ребЄнку слова и упражн€ть его в подборе к ним родственных слов, широко использу€ при этом навод€щие вопросы. Ќапример: 


 

  • ≈сли мороз небольшой, лЄгкий, как его можно назвать?.. (морозец)
  • ѕоздней осенью начинаютс€ небольшие… (заморозки)
  • „то делает мороз?.. (морозит)
  • Ќј морозе можно уши и нос… (отморозить)
  • –еки и озЄра зимой… (замерзают)
  • »ногда вода в них насквозь… (промерзает)
  •  ака€ бывает погода во врем€ мороза… (морозна€)
  • ј как в это врем€ бывает на улице?.. (морозно)
  •  ака€ камера дл€ замораживани€ продуктов есть в холодильнике?.. (морозильна€)
  • «амороженные продукты потом… (размораживают)
  • „то очень вкусное делают из замороженных сливок?.. (мороженое)

 

–убрики:  ƒќЎ ќЋя“ј » Ќ≈ “ќЋ№ ќ.../Ћќ√ќѕ≈ƒ»я
ћетки:  

ѕроцитировано 5 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку