-–убрики

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ’ьюго_ѕьюго_рукоделие

 -÷итатник

¬ладивосток. ƒиплом логопеда за 8 мес€цев. ќфициально. - (1)

¬ладивосток. ƒиплом логопеда за 8 мес€цев. ќфициально.       ...

короб из бумажных трубочек - поэтапно... :) и чуть-чуть про тенты, сетки, пленки... - (0)

короб из бумажных трубочек - поэтапно... :) и чуть-чуть про тенты, сетки, пленки... :) кор...

Ўьем пилотку к 9 ћа€ - (1)

Ўьем пилотку к 9 ћа€ Ўьем пилотку к 9 ћа€  автор мастер класса  Oksana  ...

Ѕольша€ книга научных развлечений - (0)

Ѕольша€ книга научных развлечений   1. 2. 3. 4. ...

¬аза с цветами из бумаги - (1)

¬аза с цветами из бумаги в подарок маме ¬азу с цветами, открытку ручной работы из бумаги, мож...

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 05.11.2011
«аписей: 14399
 омментариев: 9644
Ќаписано: 35734

—ќ¬≈—“№ - Ќ≈ ќћ‘ќ–“Ќџ… Ѕќ∆»… ƒј–?

¬оскресенье, 31 ћарта 2013 г. 06:52 + в цитатник

Ќекомфортный дар

Ќекомфортный дар

Ќедавно вт€нулс€ € в спор о совести. –ечь шла о том, общечеловеческа€ ли это штука — или свойственна только христианам, а у всех остальных вместо совести что-то другое. ≈стественно, все такие споры бывают крайне субъективны, потому что никакого четкого, общезначимого определени€ совести нет.

Ќо если игнорировать терминологические тонкости, получаютс€ две позиции. ќдна, христианска€, строитс€ на том, что совесть — это голос Ѕога в человеческой душе. ƒруга€, условно назовем ее позитивистской, утверждает, будто совесть — это всего лишь социальный инстинкт, в зачаточном виде присущий даже животным, и нечего вс€кую мистику разводить, все объ€сн€етс€ на уровне зоопсихологии.

» конечно, этому блюду добавл€ет остроты мнение, будто ни у кого, кроме христиан, совести нет. Ћюди оскорбл€ютс€: «вы что, хотите сказать, что у нас (то есть неверующих) совести нет?» »ли у них — мусульман, буддистов, индуистов... далее следует обвинение в расизме, дискриминации на почве религии и/или национальности, и в перспективе вырисовываетс€ 282-€ стать€ ”  –‘.

ѕон€тно, почему: слово «совестливый» в нашем €зыке настолько отождествилось со словом «хороший», настолько обросло оценочными оттенками, что отсутствие совести воспринимаетс€ как синоним мерзости, гадости и чуть ли не вселенского зла.

“ем не менее, здесь не все так просто, если понимать совесть именно как способность слышать голос Ѕога в своем сердце. —разу уточню: слышать голос Ѕога — в подавл€ющем большинстве случаев не означает слышать некие голоса в своей голове. Ќикакой шизофрении! –ечь идет об эмоци€х, и более конкретно — эмоци€х непри€тных, некомфортных. “оска, напр€женность, подавленность, ни на что конкретно не направленное раздражение, самопроизвольна€ концентраци€ внимани€ на том, что хотелось бы забыть... “о есть именно что «угрызени€». —овесть — она «грызет», «царапаетс€», «кусаетс€», «сверлит», «жалит», «режет»... в русском €зыке со словом «совесть» сочетаетс€ много таких «болевых» глаголов. —обственно говор€, совесть — это и есть боль души. “очно так же, как и боль телесна€, она сигнализирует о неблагополучии, о необходимости прин€ть какие-то меры.  ому именно сигнализирует?  то должен возбудитьс€ и что-то сделать? ¬ случае физической боли — адресатом €вл€етс€ мозг. ¬ простейшем примере — сунул ты руку в огонь, обожгло кожу, побежали по нервам сигналы в мозг: опасно! » мозг посылает нервные сигналы в мышцы: отдернуть руку! ¬ случае же душевной боли адресат — это человеческий дух, то есть наши высшие способности: разум, свободна€ вол€, творческий дар, различение добра и зла... иными словами, про€влени€ образа Ѕожи€ в человеческой природе. ќп€ть же, простейша€ схема: сделал ты пакость, стало душе больно, побежал от души сигнал в высшие сферы, в область духа: € неправ, € согрешил, € в опасности, надо срочно что-то сделать. Ќапример, извинитьс€...

“ак вот, с христианской точки зрени€ совесть — то есть душевна€ боль, сигнализирующа€ о духовном неблагополучии — не возникает сама по себе, не вытекает из каких-то естественных свойств человеческой психики. «десь именно что внешнее воздействие. Ќе кто иной как Ѕог прикасаетс€ к душе, делает ей больно — чтобы достучатьс€ до духа.

‘актически, совесть — единственный из даров Ѕожиих, которые €вно непри€тны на вкус. ѕрочие дары — разум, вера, способность творить, способность любить — могут, конечно, приносить и страдани€, но чаще принос€т радость. —овесть же никакой радости не приносит, это мучительно, и то, что это все-таки именно дар, а не прокл€тие, понимаешь уже постфактум, когда сумел правильно среагировать на эту боль, сумел избежать духовной опасности. ¬есьма некомфортный дар.

“еперь начинаютс€ вопросы. ѕрежде всего, а кому даетс€ этот дар? Ћюбому ли

человеку? »ли только христианину? »ли не об€зательно христианину, но тому, кто сформирован в христианской культурной среде?

ќтветить непросто — именно потому, что речь идет о таких тонких внутренних переживани€х, которые далеко не всегда про€вл€ютс€ вовне и которые чаще всего никак не отрефлексированы. ћаетс€ человек, тошно ему, мрачно ему, а отчего? ћожет, совесть, может, желудок, может, на работе непри€тности... ¬р€д ли надо доказывать, что любому человеку, независимо от вероисповедани€, национальности, окружающей обстановки врем€ от времени бывает плохо на душе. Ёто, как говоритс€, медицинский факт. Ќо можно ли утверждать, что в любом случае это именно совесть? »менно посылаемый Ѕогом — посредством душевной боли — сигнал?

я где-то читал, что в древнегреческом €зыке не было слова «совесть» — точнее, не было пон€ти€, точно соответствующего по смыслу этому нашему слову. Ѕыло нечто похожее, но все-таки другое: стыд. —тыд перед окружающими. “о же приходилось мне читать о €понцах и китайцах, которые более всего бо€тс€ «потер€ть лицо». ¬плоть до харакири (у китайцев — не столь изыскано: €д или удавление).

¬ чем же разница? „ем отличаютс€ совесть — и стыд перед людьми? ѕо внешним про€влени€м — весьма похоже. ¬ случае нарушени€ каких-то социальных норм — точно такой же психологический дискомфорт, чувство ущербности, чувство вины, стремление эту свою вину как-то загладить. ¬ чем разница? ¬ происхождении. —тыд перед людьми — это всегда именно стыд перед людьми. Ќе вообще «человечеством», а конкретными людьми, которые р€дом, которые с высокой веро€тностью могут тебе сказать что-то непри€тное. «–€дом» — ключевое слово. ѕотому что если с глаз долой — то и из сердца вон. ƒалее, стыд перед людьми — всегда конкретен, рационален. “ы всегда понимаешь, какую именно социально-этическую норму нарушил, понимаешь и то, что за это нарушение полагаетс€ — если не по закону, то по традиции. ѕо сути, такой стыд — это ни что иное, как страх перед коллективом, против которого ты выступил. —трах ответного давлени€ — хот€ бы и не физического, а психологического. “акой стыд действительно есть и у животных — достаточно посмотреть на поведение нашкодившего щенка. „увствует ведь, что нарушил «закон стаи», боитс€ кары.

Ќо муки совести — это по-другому. ѕоначалу угрызаемый совестью может даже и не понимать, в чем заковыка, почему на душе кошки скребут. ѕотом, если он найдет причину (а чаще всего находим!), начинаетс€ работа ума, происходит осознание: вот этого делать было нельз€, потому-то и потому-то. „еловеку становитс€ стыдно: и если это верующий человек, то стыдно не только перед людьми, но и перед Ѕогом. ƒаже прежде всего — перед Ѕогом. » уже дальше — следующий этап, пока€ние. Ќе притворное, не дл€ галочки (такое не избавит от мук совести!), а по-насто€щему.  ак, например, у евангельского «акхе€: ««акхей же, став, сказал √осподу: √осподи! половину имени€ моего € отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Ћк. 19:8). “олько тогда совесть замолкает, а в сердце рождаетс€ радость.

ќчень часто, кстати, бывает так, что человек испытывает муки совести, не нарушив никаких социальных норм. ќн знает, что окружающие не осуд€т его. Ќапример, стоит дать малознакомому человеку, попавшему в беду, значительную сумму денег? ≈сли не дашь, никакое общественное порицание тебе не грозит. ¬се поймут — у самих денег мало, у самих проблемы, улицу не натопишь. Ќикто теб€ грызть не станет — кроме твоего собственного сердца. Ѕолее того, часто бывает и наоборот — если поступишь все-таки по совести, на теб€ ополчатс€ даже самые близкие люди. Ќапример, молода€ девчонка-студентка, оказавша€с€ в положении и не желающа€ делать аборт. „его она только ни наслушаетс€ — причем порой даже от тех, кто называют себ€ верующими...

—ловом, «муки совести» и «стыд перед людьми», «потер€ лица» — это разные вещи. »ногда пересекающиес€, иногда нет. ќдин и тот же человек может испытывать и то, и другое. Ќо в одном случае душевна€ боль предостерегает его от потери статуса в социуме, а в другом — от следовани€ греху, отравл€ющего его дух и отдал€ющего от Ѕога.

ќстаетс€ все тот же вопрос: бывают ли муки совести (именно в христианском смысле) у людей, крайне далеких от христианской веры (да и вообще от какой-либо другой)? — одной стороны, мы помним слова “ертуллиана о том, что «вс€ка€ душа по природе христианка», то есть т€нетс€ ко ’ристу, даже не име€ о Ќем никакого вн€тного представлени€. ≈сли так, то и ’ристос может послать такому человеку муки совести, если видит возможность его обращени€: не только отказа от дурных поступков, но и желани€ быть вместе с Ќим. — другой стороны, если очевидно, что никаких шансов в земной жизни уверовать во ’риста у этого человека нет

 

и быть не может (к примеру, те же €понцы до XVI века) — то не слишком ли жестоко будет подвергать его дополнительным мукам, которые заведомо не приведут к исправлению? »ли все-таки приведут (не привод€ его при этом ко ’ристу)? ћожет, в этом случае достаточно только стыда перед людьми?

„естно скажу: у мен€ нет четкого ответа. я не знаю, всем ли √осподь дает —вой некомфортный дар — муки совести, или только тем, кому это может послужить ко благу. ¬ конце концов, не вс€кий же христианин делает правильные выводы из угрызений совести! Ќекоторые прекрасно умеют ее голос в себе подавить. » живут долго и — как им кажетс€! — счастливо. ¬едь от вс€кого дара можно и отказатьс€, на то и свобода воли.

ќдно знаю точно: ќн всем хочет спасени€ и каждому дает шанс.  аждому — свой. » не слишком полезно изучать, кому чего не дано. √ораздо лучше всмотретьс€ в то, что дано конкретно тебе.

–убрики:  ѕ–ј¬ќ—Ћј¬»≈
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку