-–убрики

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ’ьюго_ѕьюго_рукоделие

 -÷итатник

¬ладивосток. ƒиплом логопеда за 8 мес€цев. ќфициально. - (1)

¬ладивосток. ƒиплом логопеда за 8 мес€цев. ќфициально.       ...

короб из бумажных трубочек - поэтапно... :) и чуть-чуть про тенты, сетки, пленки... - (0)

короб из бумажных трубочек - поэтапно... :) и чуть-чуть про тенты, сетки, пленки... :) кор...

Ўьем пилотку к 9 ћа€ - (1)

Ўьем пилотку к 9 ћа€ Ўьем пилотку к 9 ћа€  автор мастер класса  Oksana  ...

Ѕольша€ книга научных развлечений - (0)

Ѕольша€ книга научных развлечений   1. 2. 3. 4. ...

¬аза с цветами из бумаги - (1)

¬аза с цветами из бумаги в подарок маме ¬азу с цветами, открытку ручной работы из бумаги, мож...

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 05.11.2011
«аписей: 14399
 омментариев: 9662
Ќаписано: 35755

9. ќЌ“ќ√≈Ќ≈« √–јћћј“»„≈— ќ√ќ —“–ќя –≈„».

„етверг, 02 јвгуста 2012 г. 08:13 + в цитатник

 фото маленького ребенка, онтогенез грамматического стро€ речи, грамматический строй речи,/1343880496_malen_kaya_YUlya_s_sharikami (300x424, 159Kb)9. ќЌ“ќ√≈Ќ≈« √–јћћј“»„≈— ќ√ќ —“–ќя –≈„».

Ћ≈ ÷»я 9.
 
ќнтогенез грамматического стро€ речи (√—–).
 
¬ лекции на место ( * ) - самосто€тельно подобрать примеры.
 
»зучением √—– занимались – —охин ‘.ј., —еребренникова Ќ.ѕ., ѕопова ћ.»., «ахарова ј.¬., –ыбников Ќ.ј., √воздев ј.Ќ., Ћеушина ј.ћ., ядешко ¬.».
”своение √—– – сложный аналитико-синтетический (как понимаете это слово?) процесс де€тельности коры головного мозга.
—труктура √—–
√—– = морфологи€ (строение слов) + синтаксис строение предложений)
ћорфологи€ = словообразование (приставки +суффиксы) + словоизменение (окончани€)
—ловообразование – измен€ет смысл слова (лес – лесник), словоизменение позвол€ет слова «подстраивать друг под друга в предложении (белые ковры, белый ковер   ).
 
”своение √—– возможно только после того, как ребенок становитс€ способен заметить, проанализировать и воспроизвести отдельные €влени€ речи – например, совпадение окончаний и предлогов (в столе / в тумбочке / в кастрюле и т.д.) или суффиксов и одушевленности предметов (лисенок, слоненок, котенок и т.д.). ѕервоначально эти закономерности ребенок осваивает неосознанно в процессе многократного их прослушива€ и воспроизведени€, постепенно правильные варианты √—– усваиваютс€ и эти словоформы начинают употребл€тьс€ ребенком автоматически, то есть на основе условного рефлекса. ƒанный вид условного рефлекса €вл€етс€ сложным, многоступенчатым и ».ѕ. ѕавлов назвал его динамическим стереотипом.  стати, именно благодар€ прочно установившимс€ динамическим стереотипам, в речи детей надолго сохран€ютс€ ошибки в употреблении слов «исключений» - «пальто», «пианино» и т.д., а также, частично основываетс€ период словотворчества.
ѕри освоении √—–, ребенок раньше усваивает те, формы, которые очень нагл€дны и доступны дл€ воспри€ти€, например, число существительных стол-столы, кот-коты, нос-носы; или уменьшительно-ласкательные суффиксы пальчик, стульчик; или повелительное наклонение у глаголов дай, пить, есть.
¬ каждой части речи русского €зыка дл€ детей есть свои трудности:
       —уществительные – окончани€ (нет м€ча, лебед€, девочки, часов и др.)
       √лаголы – основы слова (бегать, бежать)
       ѕрилагательные – словообразование (особенно сравнительна€ степень – красивее, больше, самый большой).
»сследовани€ —еребренниковой Ќ.ѕ. доказали, что усвоение гср зависит от качества звукопроизношени€ ребенка и степени развити€ у него фонематического слуха. „ем лучше развиты произношение и фонематический слух, тем лучше усваиваетс€ √—–.
»сследовани€ —еребренниковой Ќ.ѕ. доказали, что дл€ усвоени€ ребенком какой-либо формы √—– в пассивном состо€нии (просто слушает) требуетс€ от 300 до 500 повторений, в игре же хаданна€ словоформа усваиваетс€ в пределах 100 повторений. (возраста детей, с которыми проводили этот эксперимент € не нашла).
»сследовани€ —охина ‘.ј. доказали взаимосв€зь между познавательными психическими процессами и развитием √—–. „ем «умнее» ребенок, то есть чем лучше у ребенка развиты такие операции мышлени€ как анализ, синтез, обобщение, тем лучше у ребенка развит √—–.
 
ќсновные периоды усвоени€ √—– русского €зыка (ј.Ќ. √воздев)
ѕервый период (от 1 г. 3 мес. до 1 г. 10 мес.) период предложений, состо€щих из аморфных слов-корней, которые употребл€ютс€ в одном неизменном виде во всех случа€х, когда они используютс€.                                            
¬торой период (от 1 г. 10 мес. до 3 лет) – период усвоени€ грамматической структуры предложени€ – начинают усваиватьс€ первые формы √—–. ѕереход к предложени€м возможен после накоплени€ ребенком словар€ в 40-60 слов.
“ретий период (от 3 до 7 лет) – период усвоени€ морфологической системы русского €зыка (склонени€ (изменени€ существительных); спр€жени€ (изменени€ глаголов)). ¬ том числе усваиваютс€ в исключени€.
 
1год 1 мес€ц – именительный*, винительный падеж*, дл€ обозначени€ места*. ѕредлог опускаетс€*
1 г. 8 мес. – по€вл€ютс€ двухсловные предложени€ (неполные, простые)*.
2 года – постепенно формируютс€ грамматические категории. ѕредложени€ без соответствующих грамматических оформлений из 3-4-х слов* – это простые распространенные предложени€, по€вл€ютс€ первые предложени€ с однородными членами* и первые бессоюзные сложные предложени€*. ¬ словах неправильно используютс€ окончани€*. »спользуют глаголы в повелительном наклонении, 2-ого лица, ед.ч.*.
3 года – ребенок самосто€тельно употребл€ет наиболее простые грамматические конструкции, глаголы пр*., наст*, буд*. времени, всех лиц***. »спользует правильно все падежи****** в ед. ч. , частично правильно падежи во множественном числе***. ѕрисутствуют прилагательные в им. п. мужского* или женского* рода. ѕри общении используют структуру простого распространенного предложени€, использует в речи правильные окончани€. ѕо€вл€ютс€ сложные предложени€ с союзами – сочинительные* и подчинительные*.
4 года – ребенок говорит грамматически правильно оформленными предложени€ми в которых изредка возникают ошибки при согласовании редко встречающихс€ или впервые встретившихс€ ребенку слов*. 8 % предложений – сложные. Ќаиболее часто употребл€емые предлоги (верно дл€ всех возрастов) – у, в, на, с. –едко употребл€емые детьми предлоги – над, между, через, до. ƒети практически не пользуютс€ предлогами – под, перед, около, о. Ќаиболее часто употребл€емые детьми союзы – а, и, как, если.
5-6 лет – высказывани€ ребенка достаточно пространны. –ебенок свободно общаетс€ не только при помощи грамматически правильных простых распространенных предложений, но и многих видов сложных предложений с использованием союзов и св€зных слов. 11 % - сложных предложений в 5 лет; 17 % сложных предложений в 6 лет.
 таким образом к концу дошкольного периода дети должны владеть грамматически правильно оформленной фразовой речью.
ƒетское словотворчество
ƒл€ нас очевидно, что большую часть слов ребенок заучивает путем подражани€: "ƒай-дай", - обращаетс€ к годовалому сынишке мать и берет у него из рук игрушку; "дай-дай" - повтор€ет малыш. " иса, это - киса", - показывает на кошку взрослый; "ки-и" - как эхо, отзываетс€ ребенок.
Ќо если внимательно прислушатьс€ к детской речи, мы заметим множество слов, которые малыши как будто не могли заимствовать у нас, взрослых:
-         я - правдун!
-         ѕосмотри, кака€ букарашка! 
-         “а, боша€, называетс€ бабука, а маленька€ - кука.
-         я не только самосто€тельна€ - € и самолежательна€ и самосидетельна€!"
некоторые "новые" слова наблюдаютс€ в речи почти всех детей (например, "всехний", "всамделишний"), другие же встречаютс€ у одних детей и не отмечаютс€ у других ("мама, ты мо€ мо€шечка!", "какой ты диктун, папа!" и т. д.).
ѕо€вление таких новых слов в речи детей и называют словотворчеством. —ловотворчество составл€ет одну из важнейших особенностей развити€ речи ребенка. “. Ќ. ”шакова выдел€ет три основных принципа, по которым дети образуют новые слова:
 
’арактеристика детей по типам освоени€ навыков словотворчества.
1.     —тихийные семантики – очень чувствительны к смыслу слова, используют много способов словообразовани€ (ут€та, оленек, лосих).
2.     —тихийные формалисты – усвоив один способ словообразовани€ автоматически примен€ют его везде (ут€та, бобр€та, р€бчата).
3.     —тихийные консерваторы (характерно дл€ детей с общим недоразвитием речи) – употребл€ют только те словоформы, которые усвоили, незнакомые слова отказываютс€ составл€ть самосто€тельно (ут€та, кот€та, лос€та, а козл€та не скажут, так как ни разу не слышали этого слова, а сами догадатьс€ не могут).
 
а) часть какого-нибудь слова используетс€ как целое слово ("осколки слов");  ак получаютс€ "слова-осколки", начина€ говорить, ребенок сначала как бы вырывает из слова ударный слог. “ак, вместо слова "молоко" он произносит только "ко", позднее "моко" и, наконец, "молоко".
"—лова-осколки":
1.     Ћепь (то, что слеплено): "ћы лепили-лепили, и получилась лепь" (3 года б мес€цев).
2.     ѕах (запах): "Ѕабушка, чем это пахнет, какой здесь пах?" (3 года 6 мес€цев).
3.     ѕрыг (прыжок): "—обака прыгнула большим прыгом" (3 года 10 мес€цев).
4.     ƒыб (существительное от наречи€ "дыбом"): "“вои волосики сто€т дыбом".- "Ёто дыб?" (4 года 11 мес€цев).
 
б) к корню одного слова прибавл€етс€ окончание другого ("чужие" окончани€). ¬торой способ создани€ ребенком новых слов - присоединение к корню слова "чужого" окончани€ - также очень распространен, именно от нас дети получают образцы дл€ создани€ таких словообразований, поэтому и здесь в конечном счете действует механизм подражани€. ¬едь "пургинку" ребенок создал по образцу слова "снежинка".
ѕрибавление к корню "чужого" окончани€:
1. ѕургинки (снежинки): "ѕурга кончилась, остались только пургинки" (3 года 6 мес€цев).
2. –ваность (дырка): "я не вижу, где на кофточке рва-ность" (3 года 8 мес€цев).
3. —ветло (свет): "Ќа полу кусочек светла" (3 года 8 мес€цев).
4. ѕомогание (помощь): "—амому одеватьс€, без помогани€?" (3 года 8 мес€цев).
5. ѕравдун (говор€щий правду): "я - правдун!" (4 года).
6. ѕахнота (запах): "«ачем мен€ водите в эту пахноту?" {4 года 7 мес€цев).
7. —ухота (сухость): "¬ы знаете, что бегемоты могут умереть от сухоты?" (5 лет).
8. Ѕурота (существительное от прилагательного "бурый"): "Ёто бурый медведь - смотри, кака€ бурота" (5 лет 10 мес€цев).
9. »м≈тель (тот, кто имеет): "я иметель сала" (6 лет).
10. —трашность (страшное): "Ќе рассказывайте про ваши страшности" (6 лет).
 
в) одно слово составл€етс€ из двух ("синтетические слова"). ¬ таких словах, как "ворунишка", "бананас", "огромадный", происходит сцепление тех частей слова, которые звучат сходно: вор - врунишка, банан - ананас, огромный - громадный и т. п. »наче соедин€ютс€ те слова, которые звучат различно, но посто€нно примен€ютс€ вместе, например, слова "чай" и "пить" (получаетс€ глагол "чайпить"), "вынь" и "возьми" ("выньми мне занозу"), "все люди", "всех людей" (всехлюдна€), "в самом деле" (всамделишный). Ёти слова стро€тс€ по тому же принципу, что и "синтетические слова" взрослых: колхоз, совхоз, самолет, всеобщее и множество подобных им.
"—интетические слова":
1.     ¬орун»шка - вор и врунишка (3 года 6 мес€цев).
2.     Ѕананас - банан и ананас (3 года 9 мес€цев).
3.     ¬куски - вкусные куски (4 года).
4.     Ѕабезь€на - бабушка обезь€ны (4 года).
 
—ловотворчество, как и усвоение обычных слов родного €зыка, имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которые дают дет€м окружающие люди. Ќи одно "новое" детское слово нельз€ считать абсолютно оригинальным - в словаре ребенка об€зательно есть образец, по которому это слово и построено. »спользование приставок, суффиксов, окончаний в новых словах детей всегда строго соответствует законам €зыка и грамматически всегда правильно - только сочетани€ неожиданны. √лавный механизм возникновени€ словотворчества - выработка речевых шаблонов (шаблоны наиболее затверженных глагольных форм, склонени€ имен существительных, изменени€ имен прилагательных по степен€м сравнени€ и т. д.) и широкое использование этих шаблонов.
 огда дети достигают примерно п€тилетнего возраста, их словотворчество начинает угасать.   п€ти годам малыш уже прочно усвоил те обороты речи, которые используют взрослые, теперь он тонко выделил различные грамматические формы и стал свободно ориентироватьс€ в том, какую из них и когда нужно применить.
»так, словотворчество на определенном этапе развити€ детской речи представл€ет собой закономерное €вление и выражает недостаточное овладение разнообразием грамматических форм родного €зыка; в основе его лежат те же принципы работы мозга, что и в основе пр€мого усвоени€ того словесного материала, который мы сознательно даем нашим дет€м.
 
 
ѕриложение 1
“аблица 1 
¬озрастные этапы развити€ грамматического стро€ речи у дошкольников в норме

 

¬озраст (период)
       —уществительные
         ѕрилагательные
1 г. 3 мес.,
однословное предложение.
несколько названий лиц,
предметов (около 22 слов)
отсутствуют в речи
1 г. 8 мес., дву-словное пред-ложение (из двух корней).
несклон€емые, исходна€ форма – именит. падеж
отсутствуют в речи
1 г. 10 мес. –
2 г. 1 мес.,
первые формы слов, рост предложени€ до 3-4 слов.
начинают употребл€ть падежи: винит. с окончанием –у, именит. мн.ч. с окончанием –ы,
(фонетически всегда –и), иногда предложный с окончанием -е, уменьшительно-ласкательные суффиксы (-ок, -ик, -к, -чик, -ц, -очк, -ечк, -онок, -Єнок), первые образовани€ форм слов по аналогии
с 2х лет по€вл€ютс€ прилагательные без согла-совани€ с существительным, в именит. падеже, ед. числа, мужского и женского рода
2 года 1 мес.–
2 г. 6 мес.,
усвоение флексной
системы €зыка, предложени€ из 5-8 слов, по€вл€ютс€ сложные предложени€.
 
 
 
 
увеличиваетс€ количество уменьшительно-ласкательн. суффиксов в речи (-еньк, -чк,        -ушк, -ышк); усваиваютс€ дательный и творит. падежи, “главенствующие” падежные окончани€ в ед.числе: -у, -е, -а, -ом, реже -ой, во множ. числе (фонетически )
23 прилагательных,
нарушаетс€ согласование с существительными,
употребл€ютс€ чаще после существительных; множ. число только в именит. падеже; в речи по€вл€етс€ уменьшительно-ласкат. суффикс (-еньк)
2г. 6 мес. - 3 года,
усвоение служебных частей речи, развитие сложного предложени€.
усвоены “главенствующие”падежные окончани€ мн. числа: -ов, -ами, -ах; начинаетс€ вли€ние окончани€ –ов на другие склонени€: “столов –
стулов”; начинают усваиватьс€ другие окончани€: (рога), -€ (стуль€); добавл€ютс€ умен.-ласкат. суффиксы (-ашк, -€шк), по€вл€етс€ суффикс увеличительности (-ищ), суффиксы принадлежности
согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах, по€вл€ютс€ краткие причасти€
3-4 года, дальнейшее развитие сложносочинЄнного и сложно-подчинЄнного предложений.
продолжаетс€ вли€ние окончани€ –ов на другиесклонени€; иногда сохран€етс€ неподвижное ударение при словоизменении: “на куне”; ошибки в использовании чередований и ударений; при словоизменении сохран€етс€ основа (пень – пени, лев – левы); собственные словоформы,период словотворчества
нарушаетс€ согласование прилагательных в среднем роде; овладевают сравнительной степенью прилагательных
4 г. – 6 лет, иногда затруднени€ в построении придаточных предложений с союзным словом который.  
окончательно овладевают всеми типами склонени€; возможны нарушени€ согласовани€ числительного с существительным в косвенных падежах; по€вл€етс€ умен.-ласкат. суффикс (-инк) и увеличит. суффикс (-ин); начинают усваиватьс€ все частные грамматические формы (ударение, правильное чередование, род, редкие обороты речи, числительные)
овладевают согласованием прилагательных с другими част€ми речи во всех косвенных падежах; по€вл€етс€ уменьшит.-ласкательный суффикс (-оват), и увеличительные суффиксы (-ущ, -ющ)
 
 
ѕриложение 2
“аблица 2
—равнительна€ характеристика программ обучени€ и воспитани€ детей
в обычном детском саду (развитие грамматического стро€ речи)
 

 

¬озрастна€ группа
 
“ипова€ программа под редакцией
ћ.ј.¬асильевой (1987)
ѕрограмма –азвитие (1994)
ѕрограмма ƒетство (1996)
2-4 года, младша€ группа
- ед. и мн. число имЄн существит., обозначающих животных и их детЄнышей
- мн. число имЄн существит. в родительном падеже
- согласование слов в роде, числе, падеже
- развитие звуковой культуры речи, овладение звуковым анализом слов,
- нет чЄтких задач по формированию √—–
-уменьшит.-ласкательные суффиксы –онок, -Єнок,      -чик,
- увеличительный суффикс –ищ
- согласование слов в роде, числе, падеже, времени
- использование частей слов в словообразовании
4-5 лет, средн€€ группа
- ед. и мн. число имЄн существит., обозначающих животных и их детЄнышей в именит. и родительном падежах (лис€та - лис€т)
- согласование слов в предложении
 
- основное внимание удел€етс€ переориентировке со смысловой стороны речи на звуковую,
- нет чЄтких задач по формированию √—–
- использование суффиксов и приставок при словообразовании дл€ выражени€ отношений между объектами
- употребление всех грамматических форм
5-6 лет, старша€ группа
- знакомство с разными способами словообразовани€
-образование однокоренных слов (по образцу)
- знакомство со слогом и слоговой структурой слова,
- работа над ударением,
- нет чЄтких задач по формированию √—–
- правильное использование освоенных грам. форм дл€ точного выражени€ мыслей
(это умение неустойчиво)
6-7 лет, подготовит. группа
- сравнительна€ и превосходна€ степени имЄн прилагательных
- закрепление всех приобретЄнных знаний и умений
- усвоение знаковой системы €зыка
- навык слогового чтени€
- усвоение грам. правил написани€ жи-ши, ча-ща, чу-щу
- закрепление всех приобретЄнных знаний и умений
 
Ћитература
  1. јлексеева ћ.ћ., ћетодика развити€ речи и обучени€ родному €зыку дошкольников.
  2. Ѕел€кова Ћ.»., «аикание.
  3. Ѕородич ј.ћ., ћетодика развити€ речи детей.
  4. ¬инарска€ ¬.Ќ., ¬озрастна€ фонетика, 2005 г.
  5. ∆укова Ќ.—., Ћогопеди€.
  6.  »Ќ“≈–Ќ≈“ ! ! !
  7. ћалыш учитс€ говорить, ќ.∆укова, 2007 г.
  8. ќсновы логопедии с практикумом по звукопроизношению / под ред ћ.‘. ‘омичевой.
  9. ќсновы логопедической работы с детьми / под ред. √.¬. „иркиной.
  10. ѕовал€ева ћ.ј., —правочник логопеда.
  11. ѕрограммы воспитани€ и обучени€ детей «–адуга», «ƒетство», «–азвитие» и др.
  12. “еори€ и методика развити€ речи дошкольников, —тародубова Ќ.ј., 2007 г.
  13. ‘иличева “.Ѕ., ќсновы логопедии.
  14. язык и сознание, Ћури€ ј.–., 1998 г.
 
http://subscribe.ru/catalog/socio.edu.logoped - здесь можно подписатьс€ на еженедельную логопедическую рассылку.
—айт о педагогике и логопедии, здесь можно за 30 мин. создать свой «подсайт» 
http://nsportal.ru/olga-gubareva

∆енский блог http://idi-k-nam.ru/profile
Ѕлог о логопедии http://www.liveinternet.ru/users/4701016/ развитие детей в 4-5 лет/1341717091_Odnoklassniki_1 (126x90, 9Kb)

http://www.odnoklassniki.ru/logovlad/ ƒружественна€ группа в  «ќдноклассниках» - «Ћогопеды, логопеди€»

 


 стати, мо€ подруга открыла частный логопедический кабинет, но сделал это ближе к лету. ≈стественно, многие клиенты разъехались по отпускам, а платить то за аренду необходимо... —итуацию спасла реклама на асфальте ! ѕопробуйте и ¬ы... 

–убрики:  ƒќЎ ќЋя“ј » Ќ≈ “ќЋ№ ќ.../Ћќ√ќѕ≈ƒ»я
ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку